Η Ρωσία μπορεί να επωφεληθεί από την εμπειρία ανάπτυξης της αυτοκινητοβιομηχανίας στη Νοτιοανατολική Ασία


Στο προηγούμενο Δημοσίευση, посвященной отечественному автомобильному рынку, мы пришли к выводу, что в обозримом будущем россиянам придется начать пересаживаться на китайские и иранские машины. Тотчас возник справедливый вопрос – а где же наши собственные автомобили и заводы-производители? Неужели их тоже все успели «оптимизировать»?


На самом деле в России по-прежнему существует свой, отечественный автопром, однако он находится в состоянии системного кризиса, из которого ему еще только предстоит выкарабкаться. А для того, чтобы понять, как это может произойти, стоит вспомнить мировой опыт развития автомобильного производства в разных странах.

Следует учитывать, что с технологической точки зрения автопром ничуть не проще авиапрома. Современный автомобиль состоит из многих тысяч деталей. Все технические решения давно запатентованы и прикрыты так называемыми патентными зонтиками. Без разрешения правообладателя что-то просто так скопировать без опасения попасть на многомиллионные штрафы могут только китайцы или иранцы. Кроме того, дорога таким автомобилям на «цивилизованные» рынки будет закрыта, и придется ограничиваться только собственным внутренним рынком, что негативно повлияет на объемы производства.

В общем, все сложно. Мировой автомобильный рынок и так достаточно тесный, поскольку давно был поделен несколькими транснациональными корпорациями, а в последние десятилетия как грибы после дождя появились десятки новых автопроизводителей, в основном в регионе Юго-Восточной Азии. Для нас их опыт может быть очень познавательным, поскольку еще несколько десятилетий назад там никакого автопрома не было совсем, и население массово перемещалось на велосипедах и мопедах. Итак, какими же путями развивался азиатский автопром?

Μια επιλογή – самостоятельные разработки. Это самый сложный вариант, который предполагает наличие определенной технологической базы и опыта. В качестве примера можно привести премиальный бренд Luxgen, созданный тайваньским автопроизводителем Yulon Motor. Автомобили под данной маркой позиционируются как целиком и полностью разработанные в этой китайской провинции. Однако не стоит забывать про важные нюансы.

В частности, сама материнская компания Yulon Motor начинала с лицензионной сборки моделей Nissan и Mitsubishi, производства комплектующих к ним, а также с сотрудничества с иными крупными международными компаниями. Τεχνολογία и компоненты для двигателей премиального тайваньского бренда поставляют Delphi Corporation и Garrett AiResearch, коробки передач – японская Aisin Seiki Co. То есть на пустом месте, из ничего Luxgen появиться не смог бы.

Η δεύτερη παραλλαγή – покупка лицензии. Это самый популярный и проверенный временем путь развития автомобильного производства с нуля. Какая-нибудь крупная компания продает отсталой стране лицензию на сборку своей снятой с производства модели. Покупатель получает продукт под ключ с известными потребительскими качествами, который может продавать на внутреннем рынке с определенной скидкой уже под своим собственным брендом. В течение срока действия лицензии он обучает кадры, занимается локализацией компонентной базы, а по его окончании получает право на базе приобретенной платформы разрабатывать собственные модели.

Наиболее активно на данном поприще в свое время засветилась корпорация Mitsubishi. Не все в курсе, но популярная южнокорейская марка Hyundai изначально использовала автомобильные платформы и двигатели этой японской компании и до сих пор с ней технологически кооперируется. В частности, седан Hyundai Sonata второго поколения был создан на платформе Mitsubishi Galant пятого поколения и с лицензионными двигателями. Малайзийский автопроизводитель Proton, а есть и такой, также основывается на технологиях данной японской компании. Например, седан Persona построен на одной платформе с популярной моделью Mitsubishi Lancer. Китайская компания Changfeng производит внедорожник Liebao Q6, который является лицензионной копией Mitsubishi Pajero II б. Там же, в Поднебесной, где-то ездит лицензионный Mitsubishi Lancer под местным брендом.

Если копнуть поглубже популярные китайские модели, то у большинства из них окажутся иностранные «гены». Например, кроссовер Haima S7 имеет в основе лицензионные каркас кузова и шасси от Mazda Tribute образца 2000 года. Кроссовер JAC Rein является лицензионной копией Hyundai Santa Fe первого поколения. И так далее. Путь развития автопрома, начинающийся с лицензионной сборки, является надежным и проверенным. Собственно, когда-то с нее начинался и советский автопром. Достаточно вспомнить итальянский Fiat 124, который стал нашей «копейкой».

Επιλογή τρία – это создание совместных предприятий с иностранными производителями. Тут есть важные нюансы, поскольку итоговый результат будет зависеть от промышленной πολιτική властей страны. Если они проводят либеральный курс, тогда зарубежные партнеры не сильно напрягаются с локализацией производства и предпочитают заниматься крупноузловой сборкой. По факту просто работает сборочный конвейер, на который поставляются импортные комплектующие. Что происходит в случае введения санкций, мы уже видели. Но есть и другой подход.

Так, в Китае власти страны для доступа иностранных производителей на свой внутренний рынок обязывали их создавать совместные предприятия с национальными с максимальной степенью локализации производства. При этом одновременно обучались местные кадры и создавалась компонентная база. Полученный опыт позволял китайским компаниям впоследствии разрабатывать собственные модели. Например, Changan Automobile Group сперва собирала по лицензии Suzuki, потом создала совместное предприятие с этой японской компанией, а также с Ford, Mazda и Peugeot-Citroen. С 2006 года китайский автопроизводитель начал собирать уже собственные модели BenBen, Yuexiang (Alsvin), Zhixiang, Eado, Raeton, UNI-T под своим брендом. BMW и Brilliance Auto в 2003 году создали совместное предприятие BMW Brilliance, которое производит немецкие автомобили для китайского рынка. В результате кооперации под китайским брендом вышел кроссовер Brilliance V7, в котором легко узнается платформа MX8 от BMW. Двигатель и коробка передач тоже европейские. Отметим, что немецкий концерн в 2022 году увеличил свою долю в совместном предприятии с 50 до 75%.

Τέταρτος τρόπος – это получение доступа к продвинутым технологиям через покупку иностранных автопроизводителей. Тут можно вспомнить шведские Volvo и SAAB, американский Hummer, который едва не ушел в Китай, а британский Jaguar Land Rover Automotive PLC достался индийцам. 50% дивизиона Smart концерн Daimler AG продал китайским партнерам. Да, при продаже Volvo китайцам оговаривалось, что технологии им переданы не будут, но фактическое влияние шведских «генов» на Geely невозможно не заметить.

Пятый путь – это заказ разработки автомобильной платформы под ключ у какой-нибудь крупной известной инжиниринговой компании. При наличии денег и отсутствии οικονομικός санкций это вполне себе рабочий вариант.

Как видно, для успеха развития автопрома желательно широкое международное сотрудничество при мудрой политике властей страны, которые должны быть сами заинтересованы в постепенном обретении технологического суверенитета. О том, как предыдущие десятилетия использовались для реализации данной задачи в России, мы непременно подробно расскажем в дальнейшем.
9 σχόλια
πληροφορίες
Αγαπητέ αναγνώστη, για να αφήσεις σχόλια σε μια δημοσίευση, πρέπει να εγκρίνει.
  1. kriten Εκτός σύνδεσης kriten
    kriten (Βλαδιμίρ) 23 Δεκεμβρίου 2022 11:59
    +2
    Был бы свой опыт, если бы не занимались только отверточной сборкой и откатами, а работали на страну развивая свою промышленность.. Но в нашей власти оказалось не кому . Так свой опыт и просрали.
    1. πριν Εκτός σύνδεσης πριν
      πριν (Βλαντ) 23 Δεκεμβρίου 2022 17:05
      +1
      Ни одному российскому чиновнику не нужен российский легковой автомобиль.
      Если говорит, что нужен, значит врёт.
      Поэтому российскому автопрому аминь.
  2. Μιχαήλ 68 Εκτός σύνδεσης Μιχαήλ 68
    Μιχαήλ 68 23 Δεκεμβρίου 2022 12:27
    0
    никакого своего производства не будет. России это не надо. Нашим властям головняк с производством не нужен. Нужны только торговля с партнерами. А какие партнеры американцы, европейцы, китайцы. Для них не важно главное торговля с партнерами. А последствия таких действий наших гениальных менеджеров видит вся страна.
  3. Νέλτον Εκτός σύνδεσης Νέλτον
    Νέλτον (Όλεγκ) 23 Δεκεμβρίου 2022 13:46
    -2
    только отверточной сборкой и откатами

    либеральный курс, тогда зарубежные партнеры не сильно напрягаются с локализацией производства и предпочитают заниматься крупноузловой сборкой. По факту просто работает сборочный конвейер, на который поставляются импортные комплектующие. Что происходит в случае введения санкций, мы уже видели

    Не стоит чрезмерно принижать российский автопром-2021.
    Все крупные производители - подписали СПИК и СПИК-2, прописывающие глубокую локализацию по комплектующим.

    αντίστοιχα -
    освоили штамповку кузовных деталей, сварку и окраску кузова.
    и кстати еще один завод по изготовлению кузовных деталей открылся на этой неделе.
    практически все крупные производители оснащали а/м двигателями местного производства, включая отливку и расточку блоков цилиндров.
    масса компонентов была локализована.

    излишки произведенной продукции и компонентов отправлялись на экспорт в третьи страны, что в случае отверточной сборки для нашей логистики заведомо невыгодно, а компоненты что бы экспортировать - надо для начала таки произвести.
    завод двигателей Мазда под Владивостоком так и вовсе проектировался/строился/работал сразу на экспорт практически всей продукции.

    НЕ локализовали - АКПП, компоненты электронных блоков, ну и по мелочи.

    сейчас иностранцы все это счастье сбросили своим местным партнерам типа Соллерса и Автотора, которые думают как с этим управляться.

    Соллерс на базе доставшегося форд-транзита уже начал производство под собственным брендом.

    На более высоком уровне приняли решение переориентироваться на электромобили, типа ДВС - все равно прошлый век, заодно не надо мучиться с АКПП.

    Начали строительство крупного завода аккумуляторов под Калининградом, менее масштабное производство открылось (14 декабря) в Москве.

    Подключили Росатом, там заявляют, что

    предприятия атомной отрасли уже сегодня способны производить 60% всех компонентов электромобиля

    Сеть зарядных станций российского производства то же разворачивают.

    Если про автопром вообще, не только легковой, то на рынке оставались российские компании, группа ГАЗ, КАМАЗ. Там то же не 146% локализация, но нет проблем с тем, что иностранную модель производить уже нельзя, а свой пока нет.
    1. Νέλτον Εκτός σύνδεσης Νέλτον
      Νέλτον (Όλεγκ) 23 Δεκεμβρίου 2022 14:27
      -1
      πρόσθεση:

      Παράθεση από Nelton.
      на рынке оставались российские компании, группа ГАЗ, КАМАЗ

      Так вот у них есть свой пул производителей автокомпонентов, и сейчас этот пул начинает работать и на других производителей.

      Так же на рынок относительно поздно зашли китайцы, завод под Тулой заработал только в прошлом году, завод двигателей в процессе строительства.
  4. elklex Εκτός σύνδεσης elklex
    elklex 23 Δεκεμβρίου 2022 16:23
    0
    Мир сейчас в напряжении. Разглагольствования про "что да как" несерьёзны. Движения будут позже.
  5. Σεργκέι Λατίσεφ Εκτός σύνδεσης Σεργκέι Λατίσεφ
    Σεργκέι Λατίσεφ (Ραβδωτό μάλλινο ύφασμα) 23 Δεκεμβρίου 2022 22:09
    0
    Можно вспомнить все эти пиарные разработки то Ё-мобиля, то "москвича", то "айруса", то газели, которая вдруг очутилась в Турции...
    Распил ,попил, вывод...

    А в итоге Путин поехал на западной машинке. и в гараже западные модели... Лапшу пусть эректорат добровольно вешает...
  6. Ιβάν 2022 Εκτός σύνδεσης Ιβάν 2022
    Ιβάν 2022 (ivan2022) 24 Δεκεμβρίου 2022 06:57
    0
    Чужой опыт полезен только тем, у кого голова способна учиться на чужом опыте. Например, те же юго-восточные азиаты в после - военные годы толковали о советском опыте и учились.. Для нас теперь сие слишком высоко.... нам и свой-не впрок. Измельчали и выродились.
  7. Berton Εκτός σύνδεσης Berton
    Berton (Βλαδιμίρ) 29 Δεκεμβρίου 2022 23:39
    0
    Кроме того, дорога таким автомобилям на «цивилизованные» рынки будет закрыта, и придется ограничиваться только собственным внутренним рынком, что негативно повлияет на объемы производства.

    Совершенно бестолковое занятие делить шкуру не убитого медведя. Попахивает идиотизмом.
    Значит Китай и Иран по мнению автора может, а Россия нет. Это какое то слабоумие.
    А нормальная и адекватная реакция на эти события, это выход из патентного права и копирование технологий. И иного варианта выхода из умственной отсталости у нас нет, поскольку мы профукали время.