Θα παραμείνει η Κίνα ο κύριος καταναλωτής ρωσικού άνθρακα;


КНР — главный импортер и одновременно крупнейший производитель угля в мире, с ростом объемов закупок от 200 млн тонн в 2015 году до 300 млн тонн — в 2019. Но антиковидная πολιτική последующих лет привела к сокращению потребностей в этом ресурсе в результате снижения общей деловой активности в стране. В 2022 году импорт угля в Китай упал до 265 млн тонн.


Согласно информации Главного таможенного управления КНР, совокупный объем закупок угля у всех стран-поставщиков за январь–ноябрь 2022 года сократился на 10,1% к аналогичному периоду прошлого года, при этом в денежном эквиваленте он увеличился почти на 25% . Отметим, что с января 2023 года Китай переходит к смягчению противоковидных мер и постепенному отказу от политики «нулевой терпимости», что позволяет предполагать усиление роста οικονομικός активности в Поднебесной и, как следствие, — увеличение потребления всех энергоресурсов, включая уголь. Есть вероятность, что до 2030 года КНР вернется к объемам импорта 2019 года.

ιατρικό ιστορικό ασθενούς


С 10 августа 2022 года пятым пакетом антироссийских санкций были запрещены поставки нашего угля в ЕС, которые на тот момент занимали примерно 23% всего экспорта отечественной угледобывающей промышленности. Единственной страной, которая не присоединилась к эмбарго, была Турция.

Одновременно с этим, в Евросоюзе уголь решили заместить товаром, ранее поставляемым в Китай из Индонезии, естественно — из Австралии, ЮАР и некоторых других государств. От поставок из Австралии Поднебесная отказалась сама на фоне непростых геополитических процессов. Это произошло в 2020 году по совокупности причин:

1) запрет на развитие в Австралии сетей 5G, которым в 2018 году должна была заняться компания Huawei;
2) намерения Австралии расследовать причины пандемии COVID-19 в Китае с целью поиска ответственного;
3) договор 2021 года между Австралией, Великобританией и США о партнерстве в сфере обороны и безопасности под названием AUKUS.

Следом на мировом рынке стали возникать перебои в логистике и диспропорции спроса и предложения на энергетический и коксующийся (металлургический) уголь. Но дело не только в перенаправлении транспортных потоков из Азии и Австралии в Европу, а в первую очередь — в том, что ЕС отказывается от российского газа, а значит, придется закупать больше угля и забыть про «чистую» энергетику. В противном случае многим европейским странам неоткуда будет восполнять дефицит электроэнергии. Дошло до того, что Евросоюз уже через месяц после введения эмбарго, в сентябре 2022 года, ослабил санкции на поставки угля.

Но результат все равно не заставил себя ждать — только с августа по декабрь товар вырос в цене на 10%, а в среднем за 2022 год стоимость энергетического угля увеличилась более чем двукратно по отношению к 2021 году, достигая в моментах более 400 долларов за тонну. Эксперты предполагают, что в течение 2023 года мировая цена на энергоуголь может снизиться до 300 долларов за тонну, хотя прежних цен больше никто не увидит.

Сколько стоит российский уголь для Китая?


Данные из июльского отчета «Центра развития энергетики» свидетельствуют, что в Китай мы поставляем уголь с 45-процентным дисконтом относительно региональных бенчмарков, в денежном выражении уступая около 200 долларов за тонну. В интервью телеканалу РБК Анна Цивилева, председатель совета директоров угольного производителя «Колмар», сообщила, что дисконт составляет треть от мировых цен на уголь.

Однако потери России на дисконтах с лихвой компенсируются тремя факторами:

1. Рост цены на уголь. Продавая уголь даже за 200 долларов/тонна вместо 400, отечественная угледобывающая отрасль все равно остается с хорошей прибылью, хотя бы потому, что в 2021 году она неплохо зарабатывала при ценах 150 долларов/тонна.
2. Снижение курса рубля. Все расчеты внутри страны, включая расходы на зарплату и обновление оборудования, ведутся в рублях. При ослаблении национальной валюты, экспортеры получают за тонну угля больше денег в рублевом эквиваленте.
3. Потенциал азиатского рынка. Он способен поглотить всю отечественную добычу. Текущая картина мирового спроса на уголь подтверждает это. Если весь ЕС за 2021 год потребил только 6% этого энергоресурса, то Индия — уже 12%, а Китай — 54%. То есть, две трети мирового спроса приходится на два дружественных нам государства.

При таком раскладе Евросоюз в очередной раз стреляет себе в ногу, не добившись стратегической цели ослабления экономики России, но обрекая себя на дополнительные издержки. Отметим, что российский уголь — очень высокого качества по показателям чистоты, зольности и калорийности. Страны Европы убедились в этом задним числом, столкнувшись с участившимися авариями на своих угольных электростанциях из-за того, что в закупаемом ими сырье оказался большой процент обычной земли и даже посторонних металлических предметов. А также с тем, что импортозамещенного угля требуется больше, чтобы выработать столько же электроэнергии, сколько вырабатывалось раньше на российском сырье.

Российский уголь перенаправился в Поднебесную


Поставки угля в КНР из России от месяца к месяцу то увеличивались, устанавливая исторический рекорд в августе (8,54 млн тонн, или 1,4 млрд долларов), то сокращались из-за проблем с логистикой. Сложности экспорта в Поднебесную связаны с неразвитостью и неподготовленностью железнодорожной инфраструктуры для транспортировки в восточном направлении, а также со страхованием морских грузов, которым занимаются преимущественно компании из недружественных нам стран. По мнению различных экспертов отрасли, на полную перестройку логистики поставок, увеличение транспортировочных мощностей и изменения системы страхования и фрахта потребуется от 2 до 5 лет.

Так или иначе, но сегодня примерно 85% отечественного экспорта угля приходится на КНР, в денежном выражении — это примерно 1,1 млрд долларов в месяц. Оставаясь на втором месте после Индонезии, мы потеснили конкурента. И если в 2021 году Россия обеспечивала порядка 20% всех потребностей Китая в угле, то в 2022 году эта цифра приблизилась к 30% . По информации Bloomberg, к середине декабря 2022 года отечественная угледобывающая отрасль достигла исторического максимума по экспорту морским путем. Однако здесь следует иметь в виду, что основные объемы угля Россия поставляет железнодорожным транспортом.

При сохранении темпов роста поставок угля в КНР, уже к концу 2023 года наши экспортеры отберут место первенства у индонезийских конкурентов. Не последнюю роль в этом сыграют дисконты, которые мы предоставляем китайским энергетическим и металлургическим компаниям. Если, конечно, не произойдут нежелательные события, такие как стагнация в транспортной логистике или возвращение Австралии на китайский рынок. Последнее событие может иметь место, поскольку, по данным ИД «Коммерсантъ», глава МИД Австралии Пенни Вонг впервые с 2019 года побывала с официальным визитом в Китае, где с коллегой Ван И провела переговоры на тему снятия торговых барьеров.
1 σχόλιο
πληροφορίες
Αγαπητέ αναγνώστη, για να αφήσεις σχόλια σε μια δημοσίευση, πρέπει να εγκρίνει.
  1. Σεργκέι Λατίσεφ Εκτός σύνδεσης Σεργκέι Λατίσεφ
    Σεργκέι Λατίσεφ (Ραβδωτό μάλλινο ύφασμα) 28 Δεκεμβρίου 2022 09:29
    +3
    По сути написано, потребление угля в Азии и Китае стабильно (но ковид вляет, да), продавать приходится задешего (да и логистика съедает часть), поэтому для обеспечения прибылей рубль ослабнет, а инфляция и рост цен возрастут.